Согласно статистике, общее количество автомобилей в Москве и области ежегодно увеличивается на 8-10 %. Даже в целом неблагоприятная ситуация с дорожным движением не может заставить жителей столичного региона отказаться от личного транспорта: сегодня иметь две машины становится нормой для семей не только высокого, но и среднего. Нет ничего удивительного, что для новых домов организованная парковка является самой насущной необходимостью, а по качеству паркинга можно судить и о классе самой новостройки. Современный паркинг – решение наболевшей транспортной проблемы
По закону и на практике
В Москве количество парковочных мест около новостроек регулируется особым пунктом «Норм и правил проектирования планировки и застройки» (МГСН 1.01-99). Согласно этому документу, для домов класса «эконом» на каждую квартиру застройщик должен обеспечить как минимум одно машиноместо, в домах первой категории на 100 квартир должно приходиться 170 машиномест, а для элитной недвижимости действует норма «одна квартира – два машиноместа». Помимо «основных» машиномест близ дома должна иметься и гостевая парковка из расчета 40 машиномест на 1000 жильцов. В Подмосковье действует аналогичный документ – постановление «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования» от 24.06.2014, которое рекомендует предусматривать парковочное место для одной машины на квартиру. Многоуровневые паркинги не особенно красивыимpадроднако привлекают потребителей ценой
Однако на практике эти нормы полностью выполняются лишь в элитарных новостройках малой этажности, где строятся подземные паркинги из расчета два-три машиноместа на семью. В большинстве жилых домов комфорт- или даже бизнес-класса количество парковочных мест гораздо меньше необходимого.
Застройщики оправдываются тем, что нормативы регламентируют количество машиномест не на собственной парковке, а в пределах квартала – следовательно, большой паркинг не нужен, если в районе хватает стихийных парковочных мест. В Московской области, которая пока отстает от столицы по количеству автомобилей на душу населения, такая стратегия вполне оправдывает себя. Новое слово в городских парковках – механизированные паркинги с подъемниками
К тому же, нежелание застройщиков инвестировать в паркинги вполне объяснимо и с точки зрения рентабельности. Строительство подземных паркингов обходится недешево и оправданно лишь в высококлассных проектах, обитатели которых не станут экономить на парковке. Как правило, в таких домах машиноместа приобретаются одновременно с квартирой, причем «с запасом», либо на случай появления в семье дополнительных автомобилей, либо для последующей перепродажи. Закон обязывает девелоперов предусмотреть в проекте паркинг на установленное количество машин
Что же касается бюджетных новостроек, то для многих их жильцов приобретение собственного парковочного места представляет собой неоправданную трату денег. Обычно места на паркингах в таких жилых домах начинают распродаваться лишь после сдачи новостройки в эксплуатацию, причем случается, что даже спустя годы после начала эксплуатации дома «платные» парковочные места пустуют на 30-40 %.
При выборе новостройки наличие у нее организованной парковки или подземного паркинга становится дополнительным «плюсом» в ее пользу в глазах покупателя. При этом приобретение самого гаража большинство новоселов откладывают «на потом». А после заселения выясняется, что можно припарковать машину бесплатно на гостевой парковке – и машиноместо в паркинге остается невостребованным.
Виды придомовых паркингов
В столице наиболее распространенным видом придомового паркинга является подземный. Это объясняется как эстетическими соображениями, так и дороговизной московской земли. При этом к парковкам в комплексах высокого класса выдвигаются особые требования: наличие лифтов, дистанционное управление воротами, видеонаблюдение, охрана. ЖК Admiral Waterhouse предлагает бесплатную парковку на охраняемой территории комлекса.
Однако в Подмосковье доля домов с подземными паркингами мала – даже в инвестиционно-привлекательной Новой Москве их количество не превышает 20 %. Гораздо чаще у новостроек обустраиваются открытые площадки для плоскостной парковки, либо многоуровневые наземные парковочные комплексы. Разумеется, все еще существуют жилые комплексы, предлагающие своим жильцам лишь стихийную стоянку у тротуаров, однако доля таких новостроек постепенно сокращается даже в эконом-сегменте.
Оригинальной концепцией территории современных жилых комплексов является «двор без машин». В этом случае придомовая территория всецело отдается под парковую зону, детские и спортивные площадки, а движение и парковка автотранспорта во дворе полностью исключается. Паркинг в таком случае может быть либо подземным, либо надземным, возведенным за пределами основной благоустроенной территории. Преимуществом такой концепции является повышенная безопасность и комфортность двора, что привлекает семьи с детьми. В концепции «двор без машин» придомовая территория превращается в пешеходную зону
Стоимость машиномест на парковках у новостроек колеблется в достаточно широких пределах и может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до полутора миллионов и даже выше.
С точки зрения инвестиций отдельное машиноместо для квартиры представляет собой своего рода балласт. Ведь если вы захотите перепродать квартиру, то нет никакой гарантии, что покупатель захочет выкладывать дополнительные деньги за гараж.
Впрочем, даже в бюджетных комплексах машиноместа не разлетаются, как горячие пирожки. Чтобы простимулировать покупателей, застройщики идут на различные маркетинговые уловки: предлагают скидки при одновременной покупке квартиры и машиноместа, дают беспроцентные рассрочки, устраивают акции «два машиноместа по цене одного» или даже дарят парковку в придачу к квартире. Существуют и проекты, где приобретение парковочного места является обязательным условием покупки квартиры – особенно часто это встречается в проектах с концепцией «двор без машин». Помимо продажи машиномест, некоторые застройщики предлагают возможность их аренды на охраняемых стоянках – стоимость такой услуги колеблется в пределах 3-6 тысяч рублей.
Статья подготовлена Admiral Waterhouse.